Китайская автоэкспансия – вопрос времени? Экономическое чудо Поднебесной – давно уже не новость. Но, тем не менее, очередная высота, покоренная шустрыми соотечественниками Мао, становится почему-то неожиданностью для остального мира. С не меньшим удивлением, чем спортивные комментаторы на прошедшей Олимпиаде в Пекине сообщали о победах китайских атлетов, многие обозреватели автомобильного рынка обнаружили, что скоро им придется осваивать иероглифическую систему письма – настолько часто им приходится в работе сталкиваться с продукцией заводов КНР. Похоже, потомки Конфуция настроены отнюдь не миролюбиво по отношению к конкурентам – пришло время всерьез заговорить о китайской автоэкспансии?
Легковой транспорт
Производственные мощности Поднебесной давно и надежно оккупировали производители автомобилей из Америки, Японии и Европы – в Китае собираются Nissan, Volvo, Honda, Skoda, Ford и другие известные бренды. Но развивать на международном уровне марку родом из КНР еще лет 20 тому назад показалось бы исключительным безумием. Однако свойственное данной народности тихое упорство преодолевает все: например, по итогам 2007 года лучшие (практически феноменальные!) показатели роста продаж продемонстрировала китайская Chery - с результатом в +245% по сравнению с предыдущим. На 2008 год планка была поставлена более скромная – в 26%; не сомневаемся, что она будет покорена.
Воодушевленные таким успехом, китайцы тут же открыли производство модели Tiggo в Новосибирске, а из сборочных цехов на базе Бийского котельного завода выезжают новенькие пикапы Admiral’ы с лейблом FAW на капоте. Учитывая, что в подавляющем большинстве машинки являются практически точными копиями более популярных собратьев (например, Daewoo Matiz или Opel Frontera), но процентов на 20 дешевле, задуматься потребителю есть о чем!
Грузовой транспорт
Воспользовавшись существующим сейчас некоторым дефицитом предложения, китайские грузовики легко и изящно проскользнули в образовавшуюся нишу рынка. Конечно, в каком-то плане здесь конкуренцию им может составить популярная б/у техника, особенно это касается авто из США. В противовес европейским, грузовые автомобили из Америки при аналогичном качестве будут дешевле, отличаясь довольно простым обслуживанием – но подводит их пока что недостаток на рынке оригинальных запчастей. Заменить нужную деталь для какого-нибудь International 9800 на запчасти МАЗ или запчасти МТЗ, согласитесь, несколько проблематично. Да и дюймовые ключи вряд ли водятся в арсенале обычного автослесаря, не говоря уж о соответствующей литературе. К тому же поиск приемлемого варианта б/у может занять 3-4 месяца – при этом очередь на новенького тяжеловеса отечественного производства (автомобили ЗИЛ, автомобили ГАЗ и т.д.) растягивается на 1-3 мес.
Китайцы же быстро сориентировались и стали в массовом порядке открывать свои сервис-центры, при этом легко соглашаясь на дилерство. Выпускаемые по лицензии европейских компаний грузовички made in China обладают большей грузоподъемностью, чем отечественные аналоги, и более приятной ценой. В итоге продажи некоторых марок выросли в десятки раз – так, за 11 месяцев 2007 г., по данным “Авторевю», в Россию было ввезено 4,2 тысячи грузовиков Howo против 50-ти за аналогичный период 2006 г., а самосвальный рынок и вовсе стал практически национальным – около трети принадлежит выходцам из КНР. Shaanxi, Donfeng, Beifang Benchi, FAW, Howo, Camc, Hania уверенно вытесняют автомобили ГАЗ, автомобили ЗИЛ и прочие привычные нам марки.
Спецтехника
Здесь можно от души поаплодировать китайскому трудолюбию – победа, достойная олимпийских. Китайская спецтехника в считанные месяцы покорила российского потребителя – само собой, низкой ценой и неплохим фабричным обвесом: хотя бы тот же гидроусилитель руля; ну и активным сотрудничеством с известными западными брендами. Например, Liugong комплектует свои машины не запчастями МЗКТ или запчастями МАЗ, а Cummins и Kawasaki. Фронтальные погрузчики, бульдозеры, экскаваторы, скреперы – все эти славные представители семейства спецтехники в возрастающем количестве начинают приезжать из Китая.
И если раньше основные нарекания были к огромному числу гарантийных случаев у китайской спецтехники - теперь эта ситуация улучшается на глазах. Качеству и сервисному обслуживанию покупателя все производители Поднебесной, как по команде, стали уделять все больше внимания.
Автобусы
Здесь тоже для китайцев все радужно (в отличие от их конкурентов). Лидирующие позиции удерживает пока марка “Хайгер» - с очень хорошими перспективами по общим для всей китайской экспансии причинам. Например, китайский туристический автобус с европейскими агрегатами средней вместимости (на 45 мест) стоит около 4,5 млн руб. Наш “волжанин» с теми же европейскими комплектующими будет стоить более 6 млн, а европеец - около 13 млн. Причем китайские автобусы все чаще начинают покупать туроператоры, а не АТП, как было ранее.
В общем и целом выводы для многих, не имеющих китайского паспорта, могут показаться неутешительными. Ясно, что отечественный рынок является неким буфером для проникновения в Европу – хотя пока что китайские авто вряд ли способны на такое из-за несоответствия стандартам качества и экологичности, учатся они быстро. К тому же продемонстрированная способность идти на контакт с известными брендами многое упрощает – сегодня они договариваются с производителями мостов и трансмиссий ZF Passau Gmbh, завтра, возможно, в партнеров запишут смазочное и маслораздаточное оборудование Pressol.
И чем черт не шутит – может, не так уж долго осталось нам лицезреть на автодосках объявления типа “Запчасти МАЗ, МТЗ, МЗКТ, автомобили ЗИЛ, ГАЗ. » - скоро их заменят на что-то вроде “Запчасти Dongfeng, FAW, автомобили Great Wall» - и хорошо еще, если не иероглифами!